Возрастные особенности развития детей в музыкальной деятельности.

Возраст 3-4 года.

Дети четвертого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на веселые и подвижные музыкальные произведения.

В этом возрасте у детей наблюдаются индивидуальные различия в темпе психического и физического развития, что проявляется в овладении ими речью, движениями, а также в поведении.

У детей четвертого года жизни только начинают формироваться различные виды музыкальной деятельности. Если в раннем детстве малыши ещё не могли самостоятельно петь и только подпевали взрослому, а движения носили подражательный характер, то в период с 3 до 4 лет дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и уже более осознанно исполнять несложные пляски и игровые упражнения.

В дошкольном возрасте главным показателем по всем формам деятельности является желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которые они получают от совместной исполнительской деятельности:

  • искренне радуются, когда звучит веселая музыка; не могут устоять, чтобы не двигаться под неё;
  • любят импровизированно двигаться в различных образах( «зайчик», «мишка», «ветерок», «мячик» и др.);
  • прислушиваются, когда слышат знакомую и незнакомую, интересную для себя музыку;
  • любят слушать песенки в исполнении взрослого и с удовольствием подпевают, хлопают в ладоши;
  • отличают музыку контрастного темпа, динамики, могут отражать это в своём движении;
  • могут повторить за взрослым простейшие короткие ритмы с речевой поддержкой.

Возраст 4-5 лет.

Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то любит больше петь, кто-то - танцевать. В этом возрасте дети очень энергичны, подвижны, эмоциональны. Однако, внимание, память ещё отличаются непроизвольностью. Детям нужен показ, поддержка взрослых.

Диапазон голоса у четырёхлеток также невелик – в основном от «ре» до «ля»(«си») первой октавы. У большинства детей этого возраста есть проблемы в звукопроизношении.

На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них ещё не сформирована координация движений.

Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении требует необходимости поддерживать внимание игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания.

Дети 4-5 лет

  • начинают сразу же пританцовывать, как только услышат весёлую музыку;
  • могут отличить музыку разного темпа и характера, отражая это в импровизационном движении;
  • проявляют выраженный интерес к инструментам, с радостью их берут и играют, могут подыгрывать на инструментах музыке, участвуя в детском шумовом оркестре;
  • могут исполнить метрический пульс в звучащих жестах (хлопки, шлепки, притопы);
  • в пении прислушиваются и пробуют корректировать своё исполнение;
  • могут повторить несложные ритмы;
  • любят заново послушать известные им образные пьесы или потанцевать под знакомую музыку;
  • поют естественным голосом, могут удерживать на дыхании музыкальную фразу до 4-х секунд и чисто интонировать в пределах своего диапазона, начинают и заканчивают пение вместе с музыкой;
  • двигаются ритмично в умеренном и быстром темпах, меняют характер движения в соответствии с музыкой, ритмично исполняют элементарные плясовые движения
  • (выставление ног на пятку, притопы, кружение, полуприседания….)
  • осваивают движения: топающий шаг, ходьба на носочках, лёгкий бег, прямой галоп, лёгкие подскоки; выполняют перестроения в пространстве: становятся в круг, парами по кругу, парами лицом друг к другу и спиной, двигаются врассыпную, по кругу друг за другом, «змейкой».

Возраст 5-6 лет.

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углублённого музыкального воспитания.

Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские способности. Значительно возрастает активность детей, они энергичны, подвижны, эмоциональны.

У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словари, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использование более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности.

Дети 5-6 лет

  • начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;
  • могут участвовать в музыкальных играх с пением и движением, следить за развитием сюжета, выполнять правила;
  • с удовольствием прислушиваются и проявляют интерес к необычным музыкальным тембрам, звучаниям, интонациям;
  • могут вспомнить знакомую песню по вступлению, мелодии;
  • могут внимательно и заинтересованно слушать незнакомое произведение продолжительностью 20-30 секунд;
  • могут исполнить в шумовом оркестре несложное жанровое произведение;
  • обладают элементарными вокально-хоровыми навыками: поют естественным голосом, чётко артикулируя слова, удерживают на дыхании небольшую фразу, передают интонации мелодии, поют слаженно, выразительно;
  • согласуют движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполняют более сложные по координации ритмические движения, могут исполнить элементы народных и современных танцев («ковырялочка», «присядка», «приставной шаг» и др.);
  • выполняют движения с различными атрибутами: цветами, платками, игрушками и т.д.;
  • могут выполнять перестроения в пространстве (в круг, в колонну, шеренгу, парами…).

Возраст 6-7 лет.

Это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь.

У детей седьмого года жизни возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость.

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.

Ребёнок 6-7 лет

  • может контролировать исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;
  • у него сформированы вокально-хоровые навыки: поёт естественным голосом слаженно, выразительно, чисто интонирует в пределах «до» первой – «ре» («ми») второй октав, удерживает на дыхании фразы, использует динамические оттенки; умеет импровизировать, сочиняя свои мелодии, тексты;
  • согласует движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполняет ассиметричные, разнонаправленные движения, владеет элементами народных и современных танцев, исполняет композиции с атрибутами, легко импровизирует в движении, создавая образ, передавая характер музыки;
  • выполняет различные перестроения по сигналу взрослого, а также ориентируясь на схему танца;
  • умеет принять участие в музицировании экспромтом, подстроиться, найти свой ритм и способ игры на инструменте;
  • может самостоятельно организовывать музицирование пьес в двухчастной форме;
  • может выполнять творческие задания с последующей презентацией (с помощью взрослого);
  • имеет хорошо сформированное чувство ритма: устойчивый метр, выделение сильной доли, удержание остинато, импровизирование ритма);
  • умеет говорить о музыке – её характере, настроении, жанре; знает имена нескольких русских и зарубежных композиторов, названия популярных народных инструментов и инструментов симфонического оркестра, определяет их звучание, определяет название знакомых произведений и имя композитора, внимательно слушает небольшие произведения;
  • может петь, сочетая пение, движение и игру на инструменте.