Туристско-краеведческая направленность

Отечество славлю

Педагог: Романова Елена Вячеславовна

Цель программы - способствовать развитию познавательной компетенции учащихся через активные методы обучения

Задачи программы:

  • Сформировать умение пользоваться различными источниками исторических знаний, анализировать информацию этих источников
  • Сформировать умение в связной монологической форме излагать историческую информацию, раскрывать содержание иллюстраций
  • Сформировать умение составлять конспект, тезисы, готовить сообщение, доклад, подбирать необходимую литературу
  • Развивать умение решать проблемные вопросы, познавательные задачи
  • Воспитывать любознательности, интереса к знаниям, научной деятельности
  • Воспитание бережного отношения к истории Родины и чувства благодарности за ратные подвиги своих соотечественников;
  • Пробуждение у молодёжи желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к совершению подвига и продолжению традиций героизма;
  • Более глубокое освещение недостаточно изученных исторических фактов с использованием мультимедийной аппаратуры.
  • Доведение до молодёжи примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы.

Актуальность темы кружка напрямую связана с реализацией основных направлений Федеральной программы развития образования; усиление воспитательной функции, формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что представляется одной из важнейших задач экспериментальной работы по гражданскому воспитанию.

Программа рассчитана на 72 часа в каждой группе учащихся:

5-7 классы: 34 учебных недели (по 2 часа в неделю) + по 2 часа в неделю во время осенних и весенних каникул. (итого 72 часа)

10-11 классы: 34 учебных недели (по 2 часа в неделю) + по 2 часа в неделю во время осенних и весенних каникул. (итого 72 часа)

В 10-11 классе модулем программы выбрана тема «Личность в истории XX - XXI века». Это обосновано тем, что учащиеся должны понимать процессы трансформации, которые происходят в суверенной России в конце XX - XXI века

 

Тема занятия Кол-во часов Тип занятия Форма контроля
Великие Рюриковичи 2 Лекция Работа с текстами тестирование
Ратные подвиги русских князей. 2 Беседа. Практическая работа Круглый стол
Самодержцы земли русской 2 Лекция Беседа. Сообщения учащихся. Работа с текстами, тестирование
Герои Куликовской битвы 2 Работа в группах, Дискуссия Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, дискуссия.
Герои Смутного времени 3 Работа в группах Сообщения учащихся , работа с документами.
Великие Романовы 7 Лекция Работа в группах Сообщения учащихся, работа с документами.
Экскурсия в музей. 2    
Деловая игра «Великая династия» 1 Работа в группах Деловая игра.
Великие полководцы и покорители морей 18 века. 2 Семинар Практическая работа Тестирование
Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. 3 Активный семинар Сообщения учащихся. Анализ источников.
У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров) 3 Круглый стол Сообщения учащихся, дискуссия
Роль казачества в войнах XVIII, XIX в. в. 2 Практическая работа. Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы.
Героизм участников блокады Ленинграда. «Мои родственники – участники блокады» 4 Видео-лекция. Работа в группах. Просмотр фильма, краткий конспект. Практическое занятие. Сообщения учащихся.
Герои Первой мировой войны. 3 Работа в группах Выпуск боевого листа.
Массовый героизм в Великой Отечественной войне. 4 Круглый стол. Видео-лекция. Сообщения учащихся, дискуссия. Онлайн-тест.
«Война в истории моей семье» 3 Семейный архив учащихся. Проекты учащихся.
Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны. 2 Работа в группах. Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, Проект.
Экскурсия в музей 2    
Советская Россия. Великие деятели СССР. 3 Лекция. Семинар. Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов.
Наука и культура в СССР. Известные писатели, учёные, композиторы. 2 Лекция. Работа в группах. Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов.
Героизм в наше время. Кто они, герои нашего времени? 3 Работа в группах Сообщения учащихся, работа с документами.
Чрезвычайные ситуации. МЧС. 2 Лекция-мультимедиа Круглый стол. Сравнительный анализ, написание эссе
Патриоты современной России. 2 Семинар Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, дискуссия. Написание эссе
Политические и общественные деятели современной России 3 Видео-лекция. Круглый стол Просмотр, краткий конспект. Дебаты
Деятели культуры и искусства Современности. 3 Видео-лекция Просмотр видеороликов, сообщения учащихся, краткий конспект.
Посещение выставки 1    
МЫ - будущее нашей страны 2 Семинар. Дебаты Работы учащихся, дискуссия.
Повторение пройденного 2 Семинар Защита проектов Написание эссе

Туризм

Педагог: Семенец Ян Максимович

Цель занятий в объединении туристской направленности состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности обучающихся, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-познавательной деятельности/

Задачи:

  • обучающие:
    • формирование системы знаний, необходимых организатору туристско-спортивной работы;
    • обучение навыкам и умению сбора краеведческой информации,
    • формирование банка данных о местах туристских маршрутов через ведение записей краеведческих наблюдений, воспоминаний старожилов, ветеранов;
  • воспитательные:
    • воспитание экологически грамотной, физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край;
    • выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе;
  • развивающие:
    • развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся;
    • развитие интереса к изучаемым дисциплинам;
    • формирование навыков туристкой техники, ориентирования, выживания в природной среде, судейства туристско-спортивных мероприятий.

Программа каждого года занятий рассчитана на 144 часа, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.

Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные игры; мини-соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки), так и познавательно-творческой деятельности обучающихся (экскурсии, беседы).

Тема занятия Кол-во часов, всего Теория Практика
Туристские путешествия, история развития туризма. Инструктажи по охране труда, технике безопасности 2 2
Воспитательная роль туризма 2 2
Личное и групповое туристское снаряжение. 2 2
Личное и групповое туристское снаряжение. Правила укладки рюкзака. 2 2
Организация туристического быта. Привалы и ночлеги. Лето. 2 1 1
Организация туристического быта. Привалы и ночлеги. Весна-осень. 2 1 1
Организация туристического быта. Привалы и ночлеги. Зима. 2 1 1
Подготовка к походу, путешествию. 2 1 1
Подготовка к походу, путешествию. Выбор маршрута. 2 2
Подготовка к походу, путешествию. Согласование маршрута 2 2
Подготовка к походу, путешествию. Просчет рисков. 2 2
Питание в туристическом походе. 2 1 1
Питание в туристическом походе. Способы приготовления пищи. 2 2
Туристические должности в группе. 2 1 1
Туристические обязанности в группе. 2 1 1
Туристские должности в группе. 2 2
Правила движения в походе, преодоление препятствий. 2 2
Правила движения в походе, преодоление препятствий. 2 2
Правила движения в походе, преодоление препятствий. 2 2
Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий. 2 2
Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий. 2 1 1
Туристические слеты и соревнования. Виды и классификация. 2 2
Туристические слеты и соревнования. Виды и классификация. 2 1 1
Туристические слеты и соревнования. Виды и классификация. 2 2
Способы судейства 2 2
Подведение итогов туристического путешествия. 2 2
Подведение итогов туристического путешествия. Заполнение дневника туриста. 2 2
Понятие о топографической карте 2 1 1
Понятие о спортивной карте 2 1 1
Условные знаки 2 2
Условные знаки 2 2
Ориентирование по горизонту 2 1 1
Ориентирование по азимуту 2 1 1
Компас. Работа с компасом 2 2
Компас. Работа с компасом 2 2
Измерение расстояний 2 2
Измерение расстояний 2 2
Способы ориентирования 2 2
Способы ориентирования 2 2
Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки. 2 2
Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки. 2 2
Соревнования по ориентированию. 2 2
Виртуальные соревнования по ориентированию. 2 2
Родной край, его природные особенности. 2 2
Родной край, его природные особенности. 2 2
Изучение направлений туристко-краеведческого движения «Отечество». 2 1 1
Изучение направлений туристко-краеведческого движения «Отечество». 2 1 1
Изучение направлений туристко-краеведческого движения «Отечество». 2 1 1
Изучение направлений туристко-краеведческого движения «Отечество». 2 1 1
Туристические возможности родного края. Культурное наследие. 2 1 1
Туристические возможности родного края. Культурное наследие. 2 2
Изучение района путешествия. 2 1 1
Изучение района путешествия. 2 2
Общественно полезная работа во время путешествия, охрана природы и памятников войны. 2 1 1
Общественно полезная работа во время путешествия, охрана природы и памятников войны. 2 2
Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний 2 2
Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний 2 2
Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений 2 2
Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений 2 2
Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений 2 2
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи 2 2
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи 2 2
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи 2 2
Приемы транспортировки пострадавшего. 2 2
Приемы транспортировки пострадавшего. 2 1 1
Приемы транспортировки пострадавшего. 2 2
Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений 2 2
Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений 2 2
Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм. 2 2
Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм. 2 2
Общая физическая и специальная подготовка туриста 2 2
Общая физическая и специальная подготовка туриста 2 2
Иконка