Советы логопеда
Чем занимается школьный логопед?
Основные направления учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушения чтения и письма, а так же профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Глобальной целью логопедической работы является:
- развитие связной речи;
- коррекция произношения;
- накопление и совершенствование словаря;
- развитие физического и речевого слуха;
- развитие грамматической стороны речи;
- развитие артикуляционной моторики;
- обучение навыкам словообразования и словоизменения.
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
- формирование элементарных учебных навыков (умение внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
- обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук», «слово», «предложение»;
- Развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки.
Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации и снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.
Какие ошибки должны насторожить родителей?
- Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству; п-т; б-д; е-з; а-о; о-у и т.д.
- Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука, или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка-шапка; вопата-лопата.
- Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные: о-у; ё-ю, согласных: р-л; й-л’, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч,ц,щ между собой и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
- Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывания слов.
- При дисграфии часты ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (За домом росла малина).
- Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: вьезёт (везёт).
- Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: В саду вы росли розы. (В саду выросли розы).
Когда и зачем нужны логопедические занятия?
Уважаемые родители! Обращайтесь за помощью к логопеду своевременно
- Если ребёнок пришёл в 1 класс с нарушенным звукопроизношением. Процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной речи ребёнка.
- Дети, занимавшиеся в детском саду с логопедом, находятся под особым контролем у школьного логопеда, так как у этих детей, в первую очередь, могут возникнуть трудности с освоением письменной речи. Сообщите логопеду, если ваш ребёнок имел в прошлом недостатки звукопроизношения.
- Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.
Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы связанные со звукопроизношением вашего ребёнка решены в дошкольном возрасте.
Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку.