Советы логопеда

Чем занимается школьный логопед?

    Основные направления учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушения чтения и письма, а так же профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Глобальной целью логопедической работы является:

  • развитие связной речи;
  • коррекция произношения;
  • накопление и совершенствование словаря;
  • развитие физического и речевого слуха;
  • развитие грамматической стороны речи;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (умение внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук», «слово», «предложение»;
  • Развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки.

     Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации и снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

 

Какие ошибки должны насторожить родителей?

    • Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству; п-т; б-д; е-з; а-о; о-у и т.д.

 

    • Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука, или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка-шапка; вопата-лопата.

 

    • Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные: о-у; ё-ю, согласных: р-л; й-л’, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч,ц,щ между собой и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

 

    • Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывания слов.

 

    • При дисграфии часты ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (За домом росла малина).

 

    • Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: вьезёт (везёт).

 

  • Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: В саду вы росли розы. (В саду выросли розы).

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Уважаемые родители! Обращайтесь за помощью к логопеду своевременно

 

    • Если ребёнок пришёл в 1 класс с нарушенным звукопроизношением. Процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной речи ребёнка.

 

    • Дети, занимавшиеся в детском саду с логопедом, находятся под особым контролем у школьного логопеда, так как у этих детей, в первую очередь, могут возникнуть трудности с освоением письменной речи. Сообщите логопеду, если ваш ребёнок имел в прошлом недостатки звукопроизношения.

 

  • Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.

Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы связанные со звукопроизношением вашего ребёнка решены в дошкольном возрасте.

 

Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку.