Музыкальная шкатулка

 

9 МАЯ 

Вставай, страна огромная,

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война!

Песня "Священная война" стала символом Великой Отечественной войны, песня, которая призывала к борьбе, и вела за собой все тяжелые 4 года. Эта песня была написана в первые дни войны. Через два дня вечером на Белорусском вокзале впервые была исполнена песня "Священная война”, которая с первых же тактов песня захватила бойцов. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах были видны слезы.

Седьмая симфония Шостаковича – одно из важнейших произведений в истории нашей страны.

Первые три части Седьмой симфонии, носящей подзаголовок "Ленинградская", Шостакович создал в блокадном Ленинграде.

Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию".

ПЕСЕНКА ПРО ПОДСНЕЖНИКИ

СПИ, МОЯ РАДОСТЬ, УСНИ!
Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни; 
Пчелки затихли в саду, 
Рыбки уснули в пруду. 
Месяц на небе блестит, 
Месяц в окошко глядит... 
Глазки скорее сомкни, 
Спи, моя радость, усни! 
Усни! Усни! 

В доме все стихло давно, 
В погребе, в кухне темно, 
Дверь ни одна не скрипит, 
Мышка за печкой спит. 
Кто-то вздохнул за стеной... 
Что нам за дело, родной? 
Глазки скорее сомкни, 
Спи, моя радость, усни! 
Усни! Усни! 

Сладко мой птенчик живет:
Нет ни тревог, ни забот, 
Вдоволь игрушек, сластей, 
Вдоволь веселых затей. 
Все-то добыть поспешишь, 
Только б не плакал малыш! 
Пусть бы так было все дни! 
Спи, моя радость, усни! 
Усни! Усни! 

С. Свириденко, В. Моцарт. 

*** 
Текст колыбельной песни "Спят усталые игрушки"

(слова З. Петровой, муз. А. Островского)

Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: "Баю-бай!"

Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит Дрема возле нас.
За окошком все темнне,
Утро ночи мудренее,
Глазки закрывай! Баю-бай!

Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: "Спокойной ночи!"
Глазки закрывай! Баю-бай!

***
Баю-бай, баю-бай! 
Ты, собачка, не лай… 
Баю-бай, баю-бай, 
Ты, собачка, не лай, 
Белолапа, не скули, 
Мою Таню не буди.

***

Текст колыбельной песни "Сон" (Сергей Никитин)

На дворе темным-темно,
Я лежу, смотрю кино.
Сон присел на табуретку,
Вышивает птичью клетку.
В клетке пляшет крокодил,
Как он в клетку угодил?

На дворе темным-темно,
Я лежу смотрю кино.
В клетке пляшет крокодил,
Как он в клетку угодил?
Вот проснемся, вот проснемся,
Вот проснемся - разберемся!

***

ПЕСЕНКИ (Названия каких музыкальных инструментов встречаются в этих песенках?) 

Я играю на гармошке

Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам,
И вода - по асфальту рекой.
И неясно прохожим
В этот день непогожий,
Почему я весёлый такой.
Припев:
Я играю на гармошке
У прохожих на виду...
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.
Прилетит вдруг волшебник
В голубом вертолёте
И бесплатно покажет кино.
С днём рожденья поздравит
И, наверно, оставит
Мне в подарок пятьсот "эскимо".
Припев:
Я играю на гармошке
У прохожих на виду...
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.

Колокола

Бьют часы на старой башне
Провожая день вчерашний
И звонят колокола.
Провожая день вчерашний
Бьют часы на старой башне
Будет, будет даль светла.
Бой часов, как ключик золотой
Двери утром весело открой
Окна утром настежь распахни
Сумрак ночи с улиц прогони.
Бьют часы на старой башне
В этом мире должен каждый
Не спешить, не отставать.
В этом мире должен каждый
Слушать время и отважно
В ногу с временем шагать.
Бой часов, как ключик золотой
Двери утром весело открой
Окна утром настежь распахни
Сумрак ночи с улиц прогони.
Бьют часы на старой башне
То, что ночью было страшным
Светом залито дневным.
То, что ночью было страшным
Станет тёплым и домашним
Станет милым и смешным.
Бой часов, как ключик золотой
Двери утром весело открой
Окна утром настежь распахни
Сумрак ночи с улиц прогони.

"Соло на трубе"

1. Ты сказала не нужно звёзды в небе считать
Разговаривать с ветром и по лужам гулять
А ещё ты сказала рано утром вчера
Несерьёзные мысли и мечты у меня.
Если солнечным и радостным днём 
Все кто может петь, а может и нет
Вместе песенку одну запоём
Эта песня будет лучше всех
Если ветер ухитриться поймать
Подарить его конечно тебе
Попросить его на флейте сыграть
Ну а я сыграю на трубе.
Припев:
Соло на трубе, подпевайте мне
Соло на трубе, подпевайте мне
Соло на трубе, подпевайте мне
2. Знаю я секрет огромный такой
Мы теперь его разделим вдвоём
Ты узнаешь ранним утром весной,
Что там шепчет ливень за окном.
Разлетаются мечты над землёй
Их наверно хватит мне и тебе
Песню эту ты со мною пропой
Ну а я сыграю на трубе
Припев:
Соло на трубе, подпевайте мне
Соло на трубе, подпевайте мне
Соло на трубе, подпевайте мне
(3 раза)

Песенки про домашних животных 

Козочки-брыкалочки

У Милы и Наталочки 
Есть козочки-брыкалочки.
У них смешные рожки,
Маленькие ножки.

Козочки скакали,
Грядки поломали.
Козочки скакали,
Грядки поломали.
Батожок, батожок,
Прогони их на лужок!

У Милы и Наталочки 
Есть козочки-брыкалочки.
У них смешные рожки,
Тоненькие ножки.

Котёнок

1
Жил на свете маленький котёнок. 
Он лакал из блюдца молоко.
Но однажды утром чуть спросонок
Убежал куда-то далеко! 

Припев:
Убежал, убежал далеко!.. 
И не выпил своё молоко. 
Где же ты, наш котёнок? 
Вернись поскорей! 
И порадуй,
Порадуй детей! 

2
Мы котёнка целый день искали,
Бегали толпой по всем дворам.
Мы кричали,
Мы котёнка звали… 
Ну, а вскоре он вернулся сам! 

Припев:
Он вернулся,
Наш котёнок! 
Наш котёнок устал,
Хочет спать! 
А пока… 
Дайте, дети, ему молока!

Роль музыки в развитии ребенка

Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. Платон и его последователи полагали, что «… воспитание в музыке надо считать самым главным: Ритм и Гармония глубоко внедряется в душу, овладевает ею, наполняет ее красотой и делает человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности.

Сегодня, опираясь на данные отечественных и зарубежных исследований, можно говорить о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности — это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. В связи с этим особую актуальность приобретает начальный этап музыкального воспитания, в процессе которого важно открыть каждому ребенку свою дорогу в музыку и с ее помощью запустить развитие тех потенциальных способностей детей, которые не смогут пробудить никакие другие средства педагогического воздействия.

Установлено, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга ребенка, обеспечивая развитие сенсорики, эмоциональных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, память. Обучение пению повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики. Кратковременное прослушивание фрагментов активизирует аналитические отделы мозга. «Музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними: вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, значит - активен весь человек» (Weinberger 1998, p. 37).

Как отмечалось выше, музыка оказывает сильное влияние на эмоциональную сферу человека. Известно, что роль эмоций исключительно велика в освоении окружающего мира, в творческих открытиях, в интеллектуальном познании, которое также эмоционально, — его поддерживают состояния вдохновения, радости, подъема. В познании же человеком самого себя их роль определяющая — именно чувства придают смысл и значение человеческому существованию.

Многие научные данные свидетельствуют, что люди, обладающие высокоразвитым эмоциональным интеллектом, более успешны в жизни, как личной, так и профессиональной. Именно с помощью и посредством музыки проблемы воспитания эмоционального интеллекта решаются наиболее эффективно и естественно.

Главными целями начального музыкального образования является:

  • игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, - развитие природной музыкальности,
  • развитие способности к творческому самовыражению как условие радостного бытия детей и их дальнейшей успешной самореализации в жизни.

Музыкальное воспитание развивает не только природную музыкальность, но и способствует в полной мере формированию у детей общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, развитию их личностных качеств (физических, интеллектуальных), а также сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

Иконка