Школа № 21 Василеостровского района Санкт-Петербурга


Коммуникативные умения: зачем, что, как




Сачава Ольга Сергеевна,

Руководитель опытно-экспериментальной площадки, к.ф.н.


Формирование коммуникативных умений школьников:
зачем, что, как?
(статья для учителей)

Дорогие коллеги, напоминаю, что цель опытно-экспериментальной работы школы – создание модели формирования и диагностики коммуникативных умений школьников.

Цель данной статьи – помочь педагогам осмыслить тему, цели, содержание, ожидаемые результаты опытно-экспериментальной работы.

Задачи статьи:

Понятие коммуникации

Что такое «Коммуникация»? Слово «коммуникация» происходит от латинского слова «communicatio», что переводится как «сообщение, передача», и «communicare», что означает «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать» [Бориснев, 2003: 6]. Именно на обучение коммуникации как взаимодействию человека с другими людьми, с окружающим его социальным миром по своей сути была и остаетсянацеленной любая школа с древности до современности.

Зачем учить коммуникации?

Умение общаться - это залог безопасности и успеха как самого обучающегося, так и окружающего его общества, государства. Именно умение общаться вне зависимости от культуры, к которой принадлежит человек, позволяет ему удовлетворить основные потребности.

Человеческие потребности, опосредующие личностный рост человека, согласно Абрахаму Маслоу, распределяются по уровням от более простых к более высоким. Схематично иерархию потребностей представляют в виде «пирамиды» (рис. 1).


Рис. 1. Пирамида потребностей А. Маслоу.

Источник: http://www.psychoanalyst.ru/depression/hierarchy.htm

Очевидно, что умение общаться с окружающими людьми является сегодня необходимым для удовлетворения потребностей всех семи уровней. В частности, коммуникативные умения дают человеку возможность зарабатывать средства для удовлетворения физиологических потребностей в жилье, пище, лечении, позволяют построить отношения с людьми, удовлетворяющие потребность в уважении и признании, создать семью и удовлетворить, таким образом, потребность быть принятым, любить и быть любимым и т.д.

Все вышесказанное подтверждает важность формирования коммуникативных умений у школьников в учебном процессе.

А кто сказал, что коммуникации нужно учить в школе?

Требования к результатам обучающихся (личностным, метапредметным, предметным), многие из которых связаны с коммуникацией, устанавливает Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) соответствующей ступени обучения. На сегодняшний день для нас актуален ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО), уже внедряемый сегодня в образовательных учреждениях, и ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО), к внедрению которого школа готовится.

Начнем по порядку, с обзора ФГОС НОО.

Каковы требования к результатам обучения в начальной школы?

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать, в частности:

К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относятся:

Каковы требования к результатам обучения в основной школе?

Что касается 5-9 классов, то во ФГОС ООО требования к результатам освоения основной образовательной программы, в том числе в области овладения коммуникативными умениями, детализируются, конкретизируются, их общий уровень повышается.

Так, личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

Что относится к коммуникативным универсальным учебным действиям (УУД) в начальной школе?

Развитие личности обучающихся в соответствии с новыми стандартами основывается на усвоении ими универсальных учебных действий.

К коммуникативным универсальным учебным действиям, формируемым в начальной школе, относятся:

Что относится к коммуникативным УУД в основной школе (5-9 класс)?

В основной школе универсальные учебные действия учащихся имеют более сложную структуру, однако их основные виды остаются теми же. Итак, в 5-9 классе мы формируем у учащихся следующие универсальные учебные действия:

1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией – это умение:

2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:

3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – это:

4. Работа в группе (включая ситуацию учебного сотрудничества и проектные формы работы) – это умение:

5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества – это:

6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности – это:

Чего от нас ждут?

Итак, на вопросы «зачем?» и «что?» мы в статье ответили.

На вопрос «зачем?» формировать коммуникативные умения у школьников ответ был очевиден, педагогическая общественность, педагог-практик в той или иной степени осознавал и принимал эту необходимость всегда.

На вопрос «что?», т.е. «Что должно стать результатом образования?» ответ дан в стратегических документах системы образования – ФГОСах, которые мы подробно рассмотрели в части, касающейся нашей опытно-экспериментальной работы.

На вопрос «как?», т.е. «Как формировать и диагностировать коммуникативные умения учащихся?» ответ педагогической общественности должны дать мы, наша школа. Это цель нашей опытно-экспериментальной работы.

Для достижения этой цели мы должны решить следующие задачи:

Это системная работа педагогического коллектива, в которую вносит свою лепту каждый из нас.

Продуктами нашей работы должны стать опубликованные и представленные педагогической общественности района и городаметодические материалы по проблемам формирования коммуникативных умений в образовательном процессе в рамках ФГОС. Это качественные авторские тексты (сборники заданий методических разработок/заданий для учащихся, статьи, публикации в Инетрент-ресурсах, диагностики, возможно дистанционные курсы для педагогов и т.д.), которые открывает учитель из другой школы, читает, использует в образовательном процессе и думает: «Спасибо! Какие вы молодцы, что сделали это! Благодаря вашим разработкам я трачу меньше времени на подготовку, а мои занятия становятся более эффективными! Теперь я знаю, как формировать коммуникативные умения по ФГОС и как проводить их диагностику!»

Литература:

  1. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд-е. – М.: Просвещение, 2010 (а).
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010 (б).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Режим доступа: http://standart.edu.ru
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Режим доступа: http://standart.edu.ru

Виртуальный кабинет директора ГБОУ СОШ №21 имени Э.П. Шаффе
ВОЙТИ

Поиск по сайту
Каникулы на 2017-2018 г.

Осенние: 30.10 - 07.11 (9 дней)
Зимние: 28.12 - 10.01 (14 дней)
Весенние: 24.03 - 01.04.17 (9 дней)
1 класс: 05.02 - 11.02

календарь

Календарь выпускника 2017

Календарь родителей выпускника 2017


Горячая линия
Важные телефоны
Нам важно Ваше мнение

Школа № 21 Василеостровского района Санкт-Петербурга
© 1958 – 2015