Школа № 21 Василеостровского района Санкт-Петербурга


История нашего сада




Дошкольное отделение при 21 школе (бывший Ясли – сад № 13) одно из старейших учреждений нашего города. Согласно архивным документам детский сад по 5 линии был открыт 18 декабря 1868 года Эмилией Павловной Шаффе, которая всю жизнь посвятила педагогической деятельности. Ею была создана женская гимназия, где воспитывались девушки, готовившиеся стать учительницами. При гимназии и был открыт детский сад, где будущие учительницы могли получать практические навыки работы с маленькими детьми.

В первые годы существования детский сад был рассчитан на небольшое количество детей из небедных семей. По данным за 1886 -1904 годы, плата за обучение ребёнка в детском саду за год составляла 60 рублей. Сначала в него было принято 12 детей, затее 20, позднее 40.

Открытие детского сада Э.П. Шаффе стало заметным и, главное прогрессивным явлением в общественной жизни того времени.

К сожалению, сведений о работе детского сада до революции очень мало. До нас дошёл лишь скупой отчет о его работе, написанный Надеждой Апполоновной Макаровой (заместителем заведующей), в котором говорится, что дети воспитывались по системе Фридриха Фребеля. Старшая группа знакомилась с элементами грамоты и счёта, разговорным языком, на котором воспитатели общались с детьми, был только русский. Дети занимались родиноведением, куда включались игры и занятия по природе, рисованию, лепке, ручному труду, пению.

Из воспитателей той поры до нас дошли имена Крампе, Бочаровой, Гейнеман, Кнедель, Леонтьевой, Макаровой.

А.С. Крампе окончила гимназию Э.П. Шаффе и сдала экзамены учительницы. Во время учёбы она проявила большую склонность к работе с детьми младшего возраста и Э.П. Шаффе, заметив это, направила её к вдове Ф. Фребеля ближе познакомиться с его методами и практически в детском саду. Вернувшись из-за границы, А.С. Крампе заняла место руководительницы детского сада.

Прогремели раскаты Октябрьской революции. Дошкольное воспитание из частного благотворительного дела становится делом государственным. С первых дней Советской власти детские учреждения пользуются огромной заботой и вниманием государства. Выписка из сохранившихся материалов Комиссариата Народного Просвещения комунн северных областей за 1917 -1918 года показывает, что детский сад № 13 Василеостровского района назывался «Союз малышей». Согласно материалам Архива Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской области Н.А. Макарова, работавшая в то время заведующей, обратилась в Комиссариат Народного Просвещения с просьбой принять детский сад в ведение государства.

Заведение было обследовано комиссией, которая положительно оценила условия, созданные в детском саду, и отметила большую работу заведующей Н.А. Макаровой по «перестройке учреждения для предоставления его всем слоям населения». 15 ноября 1918 года было получено отношение, в котором говорилось: «Дошкольный Отдел Просвещения комунн северных областей просит Культурно-просветительский отдел Василеостровского района принять в свое ведение детский сад (бывший Макаровой) и субсидировать его из средств, выделенных в район на детские сады».

Революция внесла много нового в жизнь детского сада, сюда пришли дети рабочих. Заботу о финансировании, обеспечении и воспитании детей взяло на себя государство. В детский сад приходят работники, полные энтузиазма, ищущие новые пути воспитания детей. В детский сад вошла общественность заводов, фабрик. Работа учреждения выносится на обсуждение методических центров, его представители едут в Москву на съезд дошкольных работников.

Руководящими положениями в работе детского сада становятся решения 1 Съезда по дошкольному воспитанию, который состоялся в мае1919 года. Съезд обозначил задачи дошкольного воспитания: трудовое воспитание, воспитание ребёнка-коллективиста. Детские сады также, были призваны оказывать большее влияние на формирование новых отношений в семье.

Реализуя поставленные задачи, воспитатели много внимания уделяли трудовому воспитанию: дети всех возрастных групп занимались ручным трудом, это было их любимым занятием. Они выращивали на участке овощи и цветы. Так вырабатывались навыки самообслуживания.

Воспитывая детей в коллективе, педагоги обращали особое внимание на дружеские взаимоотношения между ними, старались привить своим подопечным уважение к взрослым, бережное отношение к вещам, книгам, игрушкам.

Эта интересная, содержательная работа велась в самое сложное, тяжёлое время для молодого Советского государства в 1917 -1924 годах. Все это время детским садом руководила Надежда Апполоновна Макарова.

3 Съезд по дошкольному воспитанию состоялся в 1924 году и проходил под лозунгом борьбы за расширение сети дошкольных учреждений. Новое содержание и новые методы работы вызвали большой подъём творческих сил дошкольных работников. В 1924 – 1925 годах в 13 детский сад приходят воспитатели, окончившие Педагогический институт дошкольного образования: Наталья Михайловна Окиншевич-Любович, Нина Викторовна Комарова, Александра Михайловна Окиншевич-Андрушевич, Мария Николаевна Кудрина-Рогова, Клавдия Семёновна Раздольская, Мария Робертовна Штамм, музыкальный воспитатель Тамара Альбертовна Велькорейская, заведует детским садом – Ольга Леонидовна Клеут. Новые сотрудники с энтузиазмом взялись з дело, они принесли в детский сад метод разработанный Елизаветой Ивановной Михеевой. Все воспитатели прослушали семинар по развитию речи, который вела Елизавета Ивановна, активно работала над изготовлением задуманных ею дидактических игр.

1929-1933 годы вошли в историю дошкольного воспитания как годы плодотворного труда дошкольников всей страны. Коллектив детского сада № 13 активно включился в «дошкольный поход». Сотрудники ведут большую общественную работу, например, организуют масштабную выставку в клубе им. Желябова, где рассказывают о физическом воспитании ребёнка-дошкольника, показывают, каким должен быть «уголок ребёнка» дома, рекомендуют книги для детей, проводят с родителями беседы и консультации по вопросам воспитания. А в типографии «Молодая Гвардия», устраивают уголок «матери и ребёнка», и проводят там регулярные лекцию

Мария Робертовна Штамм
Наталья Михайловна
Окиншевич-Любович

 

Педагоги 13 детского сада активно занимались воспитанием и подготовкой новых кадров дошкольных работников. Воспитатели Наталья Михайловна Окиншевич-Любович и Мария Робертовна Штамм без отрыва от производства читала лекции для слушателей курсов проходящих практику в детском саду. Наряду с этим велась шефская работа в детских садах Ленинградской области.

С 1933 года 13 детский сад работает как образцовый, здесь трудятся надежда Владимировна Минина и Олимпиада Павловна Орлова. С 1934 года вся работа групп ведётся по программе, группы формируются в соответствии с возрастом детей, а руководит садом Мирра Моисеевна Темкина.

Педагоги по-прежнему работали творчески, повышенное внимание уделяли вопросам игры, физическому воспитанию детей. Здесь большая заслуга принадлежит врачам: Наталье Алексеевне Львовой и Марии Владимировне Троицкой. С тех пор детский сад служил базой практики Педагогического института. В каждый вторник в этот гостеприимный дом приходили будущие воспитатели поучиться приёмам работы с детьми.

Детский сад отличался высокой культурой работы с книгой. К детям приходили Самуил Яковлевич Маршак и Корней Иванович Чуковский. Здесь они читали свои новые произведения.

Плодотворная работа коллектива оправдывала звание образцового сада. Педагогический опыт и интуиция давали возможность воспитателям отказываться от многих формальных и вредных, хотя и рекомендованных приёмов работы с детьми и семьёй. Работа строилась на персональной ответственности педагога за воспитание порученной ему группы и за каждого ребёнка в отдельности.

Детский сад не прекращал своей работы и в годы войны. В блокадном Ленинграде его посещали 110 ребятишек. Тяжелейшие условия: голод, бомбёжки, артобстрелы не сломили мужества его сотрудников. Сплоченный, дружный коллектив детского сада под руководством Ольги Алексеевны Положенцевой сумел сохранить всех вверенных им ребятишек. Золотые руки повара Домны Тимофеевны Ивановой спасли жизни маленьких ленинградцев. Это она «творила» вкусные блюда из почти непригодных продуктов. И в эти грозные дни 13-й детский сад сумел вывести своих детей на дачу. Можно только представить, каких усилий, какого труда это стоило.

Примечателен то факт, что в трудных военных условиях педагоги устраивали открытые просмотры занятий с детьми своих коллег, в которых участвовали не только воспитатели, но и няни, которые показывали рациональные приёмы работы с детьми.

В годы войны в детском саду трудились: Мирра Моисеевна Темкина, Ольга Алексеевна Положенцева, Мария Наумовна Рубина, Нина Викторовна Комарова, Александра Яковлевна Фролова, Антонина Николаевна Путкова, Бронислава Исаевна Конник, Прасковья Николаевна Силантьева.

В послевоенные годы детский сад работал, продолжал свои традиции. Здесь по-прежнему проходила педагогическая практика института и училища. Гостеприимно открывались двери для воспитателей района и города.

Под руководством Людмилы Ивановны Кошминой, коллектив детского сада № 13 неоднократно занимал первые места в социалистическом соревновании детских дошкольных учреждений, работали многие замечательные воспитатели: Мария Андреевна Володина, Ирина Романовна Пуговкина, Елена Александровна Панкратьевна, Татьяна Александровна Кошмина и др.

В 1964 году детский сад был поставлен на капитальный ремонт с тем, чтобы вновь открыться к 50-летию Октября. После реконструкции здесь воспитывалось 180 детй в возрасте от 1 года до 7 лет. С этого времени он стал называться яслями-садом.

Коллектив, который возглавила Валентина Васильевна Телепнева, стал достойным продолжателем дела своих предшественников. Ясли-сад занял призовое место в соцсоревнованиях дошкольных учреждений района по подготовке к новому учебному году.

С 1971 года заведующим Яслями-садом № 13 стала Клара Исидоровна Пуговкина, проработавшая здесь на этой должности 15 лет. Под её руководством коллектив неоднократно награждался почётными грамотами исполкома Василеостровского района, грамотами отдела народного образования, занимал призовые места, а в 1979 году первое место в соцсоревновании дошкольных учреждений района. Тогда ему было вручено переходящее Красное Знамя.

Многие годы Ясли-сад служит базой практики студентов СПбРГУ им. Герцена, Педагогического колледжа № 5, Медицинской педиатрической академии. Будущим педагогам передают свой опыт ветераны нашего коллектива.

1952 года Детский сад № 13
В первом ряду: Володина М.А., Кошмина Л.И., Семечкина З.Г., Зайцева Е.А., Панова В.А.
Во втором ряду: Айзенкович Н.Ю., Пуговкина И.Р., Бредец З.А.

Прошли годы. Судьба вновь объединила школу и детский сад в образовательный комплекс. В августе 2011 году на основании распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 1562-р «О внесении изменений в сеть государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга» ГДОУ детский сад № 13 реорганизуется в форме присоединения к Государственному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 21 Василеостровского района Санкт-Петербурга.

В настоящее время в отделении дошкольного образования детей при 21 школе работает 11 групп: 1 кратковременного пребывания - утро (с 1,5 до 3), 1 кратковременного пребывания - вечер (с 1,5 до 3), 2 первые младшие (с 2 до 3), младшая (с 3 до 4), средняя (с 4 до 5), старшая/подготовительная (с 5 до 7), 1 средняя логопедическая, 1 старшая логопедическая, 2 подготовительные логопедические.


Виртуальный кабинет директора ГБОУ СОШ №21 имени Э.П. Шаффе
ВОЙТИ

Поиск по сайту
Каникулы на 2017-2018 г.

Осенние: 30.10.17 - 07.11.17
Зимние: 28.12.17 – 10.01.18
Весенние 24.03.18 – 01.04.18
Доп.каникулы для 1 класса: 05.02.18 – 11.02.18

календарь

Календарь выпускника 2017

Календарь родителей выпускника 2017


Горячая линия
Важные телефоны
Нам важно Ваше мнение

Школа № 21 Василеостровского района Санкт-Петербурга
© 1958 – 2015